+1 о кнутах, плетях…

История боевого кнута Плеть (кнут, плетка, хлыст, бич, камча, нагайка, арапник, батог) — это орудие труда пастухов, своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах — оружие. Уже в IX-VIII вв. до н.э. у ассирийцев плеть фигурирует как важное средство, обеспечивающее точность стрельбы конных лучников. В качестве специфического атрибута экипировки конного воина плеть сохранялась вплоть до конца средневековья. Более того, плеть как оригинальное оружие конных и пеших поединков, состязаний, охоты у казахов, калмыков, тувинцев, киргизов дожила практически до наших дней. Плеть была распространена по всей Азии, вместе с колонистами она перекочевала даже в Америку, где использовалась и используется ковбоями. Думаю, что на Окинаве создатели каратэ тоже пользовались данным предметом, хотя свидетельств об этом нет. Зато есть свидетельства из соседнего Китая (Кореи), где после прихода маньчжуров, заставивших китайцев носить прически подобные конским хвостам, в качестве плети использовали длинные косички, в которые вплетали металлическую проволоку (или гирьку) для усиления удара. Подобные новшества имели место и у тюркских племен, которые в окончание ремня специально вплетали металлический шар (по-хакасски «том») либо кость («толарсых»). В древнем эпосе казахов, калмыков, бурятов, тувинцев и других кочевых народов есть много упоминаний об использовании плети на охоте: «Как раненый зверь застонал… бичом перебитый напополам» или в бою: «Вот каждый в руки плеть берет… помчались нарды с удальством и песней в боевой поход». Среди кочевников издревле практиковались конные поединки с применением кнутов, подробно описанные Ч. Валихановым, изучавшим материалы казахской этнографии. Близкие примеры можно найти в традиционных народных развлечениях любого кочевого общества. Например, у киргизов был известен «бой обнаженных» — жыланач чабыш, — целью которого являлось выбивание противника из седла ударом нагайки по любой части тела. На самых крупных торжествах это состязание носило массовый характер; действия каждой из сторон были согласованы и основывались на взаимной выручке, как это бывает во время настоящего боя. Этот вид состязаний сохранился у киргизов до начала XX века, что объясняется его тесной связью с военным делом, с необходимостью воспитать у киргизского воина умение вести бой не только с помощью традиционного оружия, но и подручными средствами. Кстати, родоначальникам ушу китайцам довелось, что называется на своей шкуре испытать силу киргизских нагаек, когда во II в. до н.э. Желтый император отправил полчища своих воинов на завоевание Тянь-Шаня (Небесных гор). О силе удара плетью можно судить по эпосу и пересказам, с учетом того, что пользоваться этим предметом кочевнику приходилось всю жизнь (как луком): «Лишь только хотел он мечом взмахнуть бич трижды обвил богатырскую грудь. В змеиных объятиях крепко сдавил, дыханья свободного сразу лишил. (Албынжы, хакасский эпос)» Для боя была разработана целая система специальных ударов плетью, не потерявшая своей актуальности и сейчас. Так, киргизы для большей вероятности победы в конном поединке удары наносили в особо чувствительные места, чтобы парализовать действия противника: в руку выше локтя, в запястье, рукояткой плети в шею, сухожилие и в коленную чашечку. В бою, по материалам хакасского и тувинского фольклора, использовался специальный удар плетью по голове противника: «Тут его Меге Тоолай так ударил плетью, что голова с плеч слетела». Подобное искусство постоянно совершенствовалось в повседневной практике охоты и состязаний. Плеть в умелых руках превращалась в страшное оружие. Даже сейчас опытный пастух одним точным ударом плети может перебить хребет волку. Интересно, что в древности греческие рабовладельцы привлекали скифов в качестве полицейских для поддержания порядка на собраниях. В таких случаях «служители Фемиды» достаточно быстро усмиряли страсти во время дебатов, пользуясь кнутом примерно так, как сейчас дубинкой омоновцы. Что касается тактики использования плетей, то выглядела она примерно так: во время конного боя, при встречной атаке, когда всадники преодолевали расстояние, простреливаемое из луков (150-12 метров), завязывался рукопашный бой, где шли в ход копья, мечи, топоры, кинжалы и плети. Однако мечи скифов были короткими (их современный аналог — кавказский кинжал), достать ими противника в седле трудно, длинные же копья не позволяли манипулировать в ближнем бою. Поэтому именно плеть оказывалась универсальным оружием, гибким, быстрым и эффективным. При резких ударах она не только выбивала глаза, но и разрывала одежду, распарывая ее словно бритва, воздействовала не только на всадника, но и на коня. Кстати, именно плеть сыграла важную роль в формировании восточного доспеха, потому как закрыться щитом от удара кнутом невозможно — длинный и гибкий ремень плети огибал край щита и впивался в руку или в лицо. Удобство использования плети объясняется еще и тем, что она была в прямом смысле слова всегда под рукой: у рукояти крепился ремешок, который надевали на запястье, в результате чего плеть постоянно висела возле кисти, нисколько не мешая пользоваться луком, копьем или мечом. Во время боя можно было перебросить меч в левую руку и схватив плеть, достать врага. Наматываясь на древко копья или топора, плеть могла вырвать оружие из рук, а с учетом отсутствия тогда стремян ею удавалось свалить на землю и всадника. Умелые воины могли отбивать плетью летящие в них стрелы и дротики. Наконец, воины древности умели плетью запускать во врага камни и свинцовые ядра, применяя ее как пращу. Использование плети в уличной драке представляется нам не только уместным, но и эффективным. Кроме того плеть, как оружие, не подходит под юридическую оценку с точки зрения уголовного кодекса. Хотя, конечно, объяснить ее наличие при себе в условиях города достаточно сложно — овечьи и коровьи стада на улицах не выпасают (впрочем, кое-где на окраинах, особенно в поселках, скот держат). В отечественном кинематографе однажды была попытка показать плеть как оружие самозащиты и средство «воспитания», я имею в виду фильм «Цыган», где актер Михай Волонтир (он же Будулай Романов) лихо расправляется с браконьерами. Правда, сам этот персонаж представляется надуманным, зато эффективность цыганского кнута продемонстрирована наглядно…

Bars: КЕА пишет: Есть ли техника, методика или какое-либо искусство, которое помогло бы мне? Для самозащиты лучше всего подойдет кнут, плетеный в 3-4 ремешка, длиной не более чем полтора метра, так как длинной плетью очень трудно работать, это во-первых. Во-вторых, она движется чуть медленнее, чем короткая, и третье, самое важное: если противник слишком близко, она теряет силу удара (правило рычага Архимеда). В-четвертых, намотавшись на руку противника, она может сделать вас уязвимым. В этом случае, если у вас нет опыта уличных драк или же вы зациклились исключительно на работе с плеткой, трудно перестроиться дабы продолжить бой кулаками. Следует запомнить, что плеть — не нунтяку и тем более не трех или четырехсекционный цеп шаолиньских монахов. Восьмерки и переходы из руки в руку, как это делали Брюс Ли и Дэн Иносанто, здесь не проходят. Плеть обладает маленьким весом и слишком эластична для того, чтобы вращаясь держать противников на расстоянии. Техника действий плетью разработана более трех тысяч лет назад, здесь нечего изобретать. Во-первых, это резкие хлесткие удары большой амплитуды по глазам, горлу, плечам, рукам, ногам противника. Во-вторых, накручивание плети вокруг ног с последующим рывком, подобно тому как это делали латиноамериканские индейцы, пользуясь болассами (грузы на веревке). Третий способ использования плети заключается в умелом владении рукоятью (кнутовищем): воздействие на болевые точки и удары, захваты, выкручивание конечностей. Для усиления боевых свойств оба конца рукояти можно укрепить металлическими наконечниками и даже вделать в рукоять металлическое острие — на крайний случай. Для работы с плетью рекомендуется принимать левостороннюю стойку с тем, чтобы можно было левой рукой делать блокирующие движения и чтобы плеть находилась сзади, то есть не была видна противнику. Удары можно наносить как сверху-вниз вертикально, так и сверху-вниз диагонально. Также можно наносить горизонтальные удары справо-налево или наоборот. Некоторые зарубежные специалисты рекомендуют перед нанесением самого удара совершать над головой несколько вращательных движений (если плеть длинная) с тем, чтобы придать ей скорость и силу. Кроме того, при таком ударе, когда ремень плети движется по кругу над головой (горизонтально), он совершает возвратное движение, что в случае промаха позволяет вернуть ремень назад для нового удара. Плеть соединяет в себе качества дубинки (короткой палки) и веревки (шнура), что позволяет совершать ею как ударные действия, так и захватывающие, связывающие, сковывающие. Существует техника работы с плетью против одного противника, основанная на принципах дзю-дзюцу и айки-дзюцу. Основа представленных приемов одинакова: останавливающий либо упреждающий удар плетью в лицо (или по атакующей конечности, вооруженной «розочкой» или ножом) с последующим захватом (замком) и броском противника на землю. После броска техника работы плетью выглядит проще — забить противника до потери сознания, если он вооружен, либо всыпать по первое число для профилактики, если безоружен. Что касается драки со «многими неизвестными», то здесь не нужно зацикливаться на одном субъекте, иначе можно так увязнуть, что не заметишь как сзади подойдут остальные. Поэтому самое лучшее — это бить, бить и бить. Можно также применить тактику, восходящую к эпохе Древнего Рима и впервые примененную одним из Горациев в схватке с братьями Куриациями: когда противников несколько, попытайтесь «сделать ноги». В погоне за вами враги растянутся и вы сможете вступать в схватку с каждым в отдельности по мере их приближения. И последнее. Используйте плеть лишь тогда, когда вы защищаетесь в одиночку. В том случае, когда вам в спину упирается друг и вы оба окружены врагами, размахивая плетью вы рискуете покалечить товарища прежде, чем сделаете это с нападающими.